новости

Экипаж ТУ-104 борт 42505

Ту-104Б с бортовым номером 42505 (заводской — 021903, серийный — 19-03) был выпущен Казанским авиазаводом в 1960 году,  был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его в 1-й Ленинградский авиаотряд Северного территориального управления гражданского воздушного флота.na-s-640 Салон авиалайнера имел пассажировместимость на 100 мест, но позже был уплотнён до 105 мест.

640px-Tu-104B_SSSR-42505-uz

Указ Президиума Верховного Совета СССР от шестого июня 1973 года о награждении государственными наградами uk-sчленов экипажа пассажирского самолета ТУ-104 Северо — Западного Управления Гражданской авиации, проявивших мужество и отвагу при исполнении служебного долга, был отмечен специальным грифом. Как тогда говорили, УКАЗ был «закрытым». Его не публиковали в открытой печати, о высоких государственных наградах знали только родственники, коллеги и очень близкие друзья героев. Такое было время…

Подробно об этом читайте на странице

pp-10442505-vz_123 апреля 1973 года самолёт выполнял рейс 2450 из Ленинграда в Москву, а пилотировал его экипаж, состоящий из командира воздушного судна В. М. Янченко, второго пилота В.М.Кривулина, штурмана Широкова Н.Ф., бортмеханика В. Г. Грязнова, стюардессы — Л. Ерёмина и М. Хохрева.ekip

kab-104

Размышления

Викентий Григорьевич Грязнов, в тот роковой день и час, выполнил возложенную на него МИССИЮ. Как говорится, был использован ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИОНА. Шанс на спасение пассажиров и экипажа. Викентий Григорьевич вступил в необычайно сложные переговоры с преступником, убедил того, что требование лететь за границу выполняется, чем фактически предотвратил возможность взрыва бомбы террористом на большой высоте.

Естественно, если бы взрывное устройство сработало раньше, это привело бы к неминуемой гибели всех, кто находился на борту самолета ТУ-104, бортовой номер 42505.

Только теперь, через десятилетия, мне стало известно, что роль штурмана лайнера Николая Федоровича Широкова в «переговорном процессе»  была весьма значительной.

sh-s-ord-640

По приказу командира воздушного судна Вячеслава Михайловича Янченко, штурман Широков, в то время — совсем молодой 26-ти летний парень, несколько раз (шесть или семь, по воспоминаниям самого Николая Федоровича) без тени страха выходил из кабины пилотов, спокойно, тонко и умело поддерживал разговор Викентия Грязнова с преступником, «правдиво» и «убедительно» дезинформировал бандита об истинных действиях экипажа, «создавал атмосферу» доверительного диалога, «уверяя», что экипаж неукоснительно выполняет его требования.

Филигранная психологическая игра механика и штурмана с террористом была выиграна и позволила, в итоге, воспользоваться драгоценными минутами, подготовиться к приземлению и спасти более пятидесяти жизней. Дыхание смерти… Можно себе только представить: что чувствовали ВСЕ ЧЛЕНЫ команды, зная, что взрыв может произойти в ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ!

Но! Давайте не забывать, что в тот момент времени, кроме переговоров с бандитом — у штурмана  были прямые обязанности. Без его рекомендаций, расчетов и помощи — командиру воздушного судна, вообще-то, «затруднительно» (мягко сказано!) завершить самый сложный этап пилотирования — посадку.  Тем более, в накаленной до предела обстановке…sht-shir При отсутствии еще и механика на рабочем месте в кабине пилота — положение становится критическим. Как экипажу удалось справиться? Можно утвердительно говорить сейчас, что командир, правый пилот и штурман — это люди со стальными нервами, колоссальной выдержкой и самообладанием.

Абсолютно ясно, что Викентий Григорьевич, как никто другой понимал, что террорист в любом случае, заподозрив, что его план побега за границу не удался — отпустит кнопку обратного отсчета. Таким сигналом для негодяя мог стать и стал момент, когда были выпущены шасси (что сопровождается весьма громким и характерным шумом).  Викентий Григорьевич (как можно себе это представить), максимально далеко оттеснил террориста.  С одной стороны — от двери в кабину пилотов, а с другой — от пассажирского салона. Подрыв двух с лишним килограммов аммонала в любом другом месте, кроме небольшого пространства непосредственно у входной двери в салон — это катастрофа… Как позже выяснили следователи, именно там и взорвалась «адская машина».

Викентий Грязнов, как опытный механик  знал, что самолет к тому времени полета уже разгерметизирован. По всей видимости, он, как только штурман Широков закрыл в последнее мгновение перед взрывом бронированную дверь кабины пилотов (Николаю нужно было непременно быть в момент посадки лайнера рядом с командиром), Викентий Григорьевич просто плотно прижал своим телом бандита, сковал его действия, ОТЧЕТЛИВО понимая: если механизм бомбы будет запущен, то взрывная волна найдет самое слабое место, вырвет дверь, но остальные повреждения — будут минимальными…

Этот, единственно верный шаг  в той ситуации —  стоил ему жизни… Решение принималось в течение долей секунды…

Вообще, в этой трагической истории (для меня лично, как непосредственному их участнику) — еще много «белых пятен». Я хочу, пока живы-здоровы (и, «Дай им БОГ долгих лет!«) все члены того экипажа, более подробно узнать у них самих о действиях каждого, в те роковые секунды… Как важны детали! И поведать об этом всем живущим и здравствующим. Чтобы помнили и знали, чтобы почитали и гордились…

И это будут не домыслы, повзрослевшего на сорок лет, 18-летнего рядового пассажира, или красочные фантазии журналиста, а живые и правдивые рассказы истинных героев.razdel-650Вот, кстати, обнаруженные мною на просторах интернет только в феврале 2015 года(!!!) интересные воспоминания следователя по особо важным делам. Реконструкция событий прокурорскими работниками-судмедэкспертами подтведили мои догадки:

«…Грязнов набросился на негодяя, вложив в этот бросок все свое отчаяние, и с такой силой сдавил его шею, что одной рукой сломал кости гортани. Пошатнувшись, террорист ударился затылком о стенку и инстинктивно поднял вверх левую руку с зажатой в ней батарейкой, пытаясь оторвать от своей шеи руку Грязнова. В этот момент и произошел взрыв…»razdel-650Командир корабля: «…Ценой неимоверных, предельных усилий, нам со вторым пилотом все-таки удалось поднять нос yanchenko300машины, и посадка оказалась относительно мягкой. Самолет помчался по полосе, по моему приказу штурман Широков выпустил тормозной парашют.

Скорость падала, и носовая часть, как и положено, стала опускаться, чтобы встать на переднее колесо, но не встала. Носовая часть опускалась все ниже и ниже. Передняя стойка вышла, но не встала на замок.yan-kr

У нас, по сути, не было переднего колеса!

Мы с Кривулиным успели встретиться взглядами.

На борту 10 тонн топлива, да еще пожар…

Если носовая часть с пилотской кабиной начнет скользить по бетону — по самолету ударит дополнительный сноп искр, а затем кабина начнет разрушаться…

Поэтому, выждав до последнего момента, педалями я направил машину с бетонки на боковую полосу безопасности. Резкий толчок, и самолет замер, уткнувшись носом в землю.

Между взлетом и посадкой прошло всего сорок пять минут…ut-n(из воспоминаний В. Янченко, командира ТУ-104, бортовой номер 42505 )razdel-650ispolkom

Высокие награды Родины отважному экипажу вручали в

Исполнительном комитете

Ленинградского городского совета депутатов трудящихся.

nagr-1

Указ Президиума Верховного Совета СССР от шестого июня 1973 года о награждении государственными наградами членов экипажа пассажирского самолета ТУ-104 Северо — Западного Управления Гражданской авиации, проявивших мужество и отвагу при исполнении служебного долга.gr-iyan-2-gps-krz

nagr-3

razdel-650ФИЛЬМ-РЕКВИЕМ
razdel-650Статья в ВИКИПЕДИИrazdel-650Российское информационное агентство (РИА) «Индустрия безопасности» (образовано в 2001 году) — ведущий медиаоператор в сфере безопасности объектов стратегических отраслей экономики Российской Федерации о благодарной памяти мужеству всех членов героического экипажа.

.

Scroll To Top